"Юные исследователи"
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.
Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:
• Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.
• Вместе с детьми найти пути достижения цели.
• Любой опыт включает специально организованное наблюдение.
• После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.
• Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).
Программа занятий
«Юный Исследователь»
Сентябрь
№ |
Название занятия |
Задачи: |
Литература |
|
1 |
1-2 |
Вода |
Повторить знания детей о свойствах воды: вода прозрачная, вода не имеет вкуса, запаха, вода жидкая, может течь; в воде одни вещества растворяются, а другие – нет; вода бывает тёплой, холодной, горячей; вода не имеет формы. Закрепить знания об агрегатных состояниях воды. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 153-156 |
2 |
3-4 |
«Радуга» |
Закрепить знания детей о радуге. Опытным путём показать детям радугу в комнате. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 159, опыт 23 |
Октябрь
1 |
5-6 |
Воздух и ветер |
Закрепить знания детей о воздухе. Опытным путём доказать, что там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 162, опыт 3,4 |
2 |
7-8 |
«Ветер» |
Просмотр презентации. Опытным путём показать как образуются волны. Показать зависимость движения парусных судов по воде от ветра. Показать зависимость волны от силы ветра. Опытным путём показать, что ветер – это движение воздуха. Определить - для чего человеку нужен ветер, как его использует в жизни. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 167, опыт 5,6,7,8 |
3 |
9-10 |
«Песок путешествует по пустыне» |
Опытным путём показать, как с помощью ветра песок путешествует по пустыне. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 163, опыт 9 |
4 |
11-12 |
«Пламя» |
Опытным путём показать, что пламя загрязняет воздух копотью. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 12, 17 |
Ноябрь
1 |
13-14 |
«Воздух в воде» |
Опытным путём показать, что в воде есть воздух. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 19, 20 |
2 |
15-16 |
«Свойства воздуха» |
Продемонстрировать, что воздух не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Доказать, что воздух имеет вес. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 22, 23 |
3 |
17-18 |
«Свойства воздуха» |
Показать, как при нагревании воздух расширяется. Опытным путём убедиться в том, что воздух занимает место. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 24,25 |
4 |
19-20 |
Тепло, ещё теплее. |
Закрепить знания детей о воздухе. Познакомить с таким свойством воздуха, как нагревание. Опытным путём доказать, что тёплый воздух стремится подняться вверх. Познакомить с механизмом работы воздушного шара. |
Видеофильм «Фиксики. Воздушный шар» |
5 |
21-22 |
Песок и глина |
Сравнить свойства песка и глины: Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду. Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду. Песок рыхлый, в отличие от глины. Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 168, опыт 8, 12, 13 |
Декабрь
1 |
23-24 |
Песок и глина Занятие2 |
Продолжать сравнивать свойства песка и глины: Сравнить скорость пропускания воды. Из какого материала лучше лепить: песчаные постройки при высыхании распадаются, а глиняные – прочные. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 170, опыт 16,17 |
2 |
25-26 |
Блок «Животный мир» «Как животные маскируются» |
Познакомить детей с таким свойством животных, как маскировка. Опытным путём показать, как меняющаяся окраска животных помогает им прятаться от хищников. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 171, опыт 3 |
3 |
27-28 |
«Определение возраста рыбы» |
Учить определять возраст рыб по чешуе. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 172, опыт 4 |
4 |
29-30 |
«Как змея меняет кожу» |
Воспроизвести процесс снятия змеиной шкуры на примере резиновой перчатки. Познакомить детей с явлением смены змеиной кожи. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 172, опыт 6 |
Январь
1 |
31-32 |
«Микроскоп» |
Познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением. Дать понятие «клетка». Рассмотреть клетку в микроскоп. |
2 |
33-34 |
Клетка. Тело. Вещество. |
Познакомит детей со строением клетки. Учить отличать тело от вещества. Просмотреть мультфильм «Уроки тётушки совы. Биология» |
35-36 |
«Мини-субмарина» |
Воспроизвести механизм работы подводного судна. |
Февраль
1 |
37-38 |
Объём лёгких |
Просмотр мультфильма «Жила была жизнь. Лёгкие». Дать понятие «объём лёгких». Определять объём лёгких. |
|
2 |
39-40 |
«Делаем бумагу сами» |
Учить изготавливать бумагу. Показать различные способы декорирования бумаги, сделанной своими руками. |
|
3 |
41-42 |
«Сифон» |
Воспроизвести механизм сифона опытным путём. Просмотреть мультфильм «Фиксики. Сифон» |
|
4 |
43-44 |
Монета в стакане |
Продемонстрировать, как монетка под силой тяжести упадёт в стакан. |
Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 179, опыт 2 |
Март
1 |
45-46 |
«Сделай планер» |
Закрепить умение детей конструировать планер из бумаги. Определить наиболее практичные модели. |
2 |
47-48 |
Водяное колесо |
Знакомство с устройством водяной мельницы (просмотр презентации). Познакомить детей с древним способом извлечения энергии – с помощью водяного колеса. Совместно изготовить водяное колесо с помощью воды из крана, вязальной спицы, шерстяной нитки, пластиковой соломинки, клейкой ленты и пластилина. |
3 |
49-50 |
Телефон из консервных банок |
Изготовить в парах телефонный аппарат из консервных банок, пронаблюдать, как работает телефон с натянутой и провисающей верёвкой. |
4 |
51-52 |
Сделай стетоскоп |
Познакомить с прибором для определения частоты сердцебиения – стетоскопом. Изготовить стетоскоп, понаблюдать сердцебиение другого человека. |
Апрель
1 |
53-54 |
Неваляшка |
Показать способ изготовления игрушки-неваляшки. Опытным путём показать, что из-за центра тяжести, расположенного внизу, неваляшка будет устойчиво стоять даже на круглом основании. |
2 |
55-56 |
Сделай флюгер |
Знакомство с устройством флюгера (просмотр презентации). Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее. |
3 |
57-58 |
Орган их бутылок |
Продемонстрировать зависимость изменения звука бутылки от объёма воды в ней. Чем больше воды в бутылке, тем выше будет звук, так как колеблется меньший объём воздуха.. |
4 |
59-60 |
Свирель |
Самостоятельно изготовить свирель. Провести параллель с изготовлением органа – звуковые колебания образуются подобным образом. |
Май
1 |
61-62 |
Яйцо в бутылке |
Показать способ помещения яйца в бутылку, горлышко которой меньше диаметра яйца. |
2 |
63-64 |
Чашечный анемометр |
Дать понятие анемометр. Самостоятельно изготовить анемометр. Измерить скорость ветра количеством кругов, сделанных одной из чашек.. |
3 |
65-66 |
Итоговое занятие |
Обобщить и систематизировать знания за год. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»