"Юные исследователи"

Педагогический работник Ковцик Наталья Викторовна.
Педагогический работник
Ковцик Наталья Викторовна

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.

Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

•        Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.

•        Вместе с детьми найти пути достижения цели.

•        Любой опыт включает специально организованное наблюдение.

•        После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.

•        Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.

Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).

Программа занятий

«Юный Исследователь»

Сентябрь

Название занятия

Задачи:

Литература

1

1-2

Вода

Повторить знания детей о свойствах воды:  

вода прозрачная,

вода не имеет вкуса, запаха,

вода жидкая, может течь;

 в воде одни вещества растворяются, а другие – нет;

 вода бывает тёплой, холодной, горячей;

вода не имеет формы.

Закрепить знания об агрегатных состояниях воды.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 153-156

2

3-4

«Радуга»

Закрепить знания детей о радуге. Опытным путём показать детям радугу в комнате.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 159, опыт 23

Октябрь

1

5-6

Воздух и ветер

Закрепить знания детей о воздухе. Опытным путём доказать, что там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 162, опыт 3,4

2

7-8

«Ветер»

Просмотр презентации.

Опытным путём показать как образуются волны.

 Показать зависимость движения парусных судов по воде от ветра.

Показать зависимость волны от силы ветра.

Опытным путём показать, что ветер – это движение воздуха.

Определить - для чего человеку нужен ветер, как его использует в жизни.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 167, опыт 5,6,7,8

3

9-10

«Песок путешествует по пустыне»

Опытным путём показать, как с помощью ветра песок путешествует по пустыне.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 163, опыт 9

4

11-12

«Пламя»

Опытным путём показать, что пламя загрязняет воздух копотью.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 12, 17

Ноябрь

1

13-14

«Воздух в воде»

Опытным путём показать, что в воде есть воздух.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 19, 20

2

15-16

«Свойства воздуха»

Продемонстрировать, что воздух не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Доказать, что воздух имеет вес.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 22, 23

3

17-18

«Свойства воздуха»

Показать, как при нагревании воздух расширяется.

Опытным путём убедиться в том, что воздух занимает место.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 164, опыт 24,25

4

19-20

Тепло, ещё теплее.

Закрепить знания детей о воздухе.

 Познакомить с таким свойством воздуха, как нагревание.

Опытным путём доказать, что тёплый воздух стремится подняться вверх.

 Познакомить с механизмом работы  воздушного шара.

Видеофильм «Фиксики. Воздушный шар»

5

21-22

Песок и глина

Сравнить свойства песка и глины:

Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду.

Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду.

Песок рыхлый, в отличие от глины.

Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 168, опыт 8, 12, 13

Декабрь

1

23-24

Песок и глина Занятие2

Продолжать сравнивать свойства песка и глины:

Сравнить скорость пропускания воды.

Из какого материала лучше лепить: песчаные постройки при высыхании распадаются, а глиняные – прочные.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 170, опыт 16,17

2

25-26

Блок «Животный мир»

«Как животные маскируются»

Познакомить детей с таким свойством животных, как маскировка.

Опытным путём показать, как меняющаяся окраска животных помогает им прятаться от хищников.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 171, опыт 3

3

27-28

«Определение возраста рыбы»

Учить определять возраст рыб по чешуе.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 172, опыт 4

4

29-30

«Как змея меняет кожу»

Воспроизвести процесс снятия змеиной шкуры на примере резиновой перчатки.

Познакомить детей с явлением смены змеиной кожи.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 172, опыт 6

Январь

1

31-32

«Микроскоп»

Познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением.

Дать понятие «клетка». Рассмотреть клетку в микроскоп.

2

33-34

Клетка. Тело. Вещество.

Познакомит детей со строением клетки. Учить отличать тело от вещества.

Просмотреть мультфильм «Уроки тётушки совы. Биология»

35-36

«Мини-субмарина»

Воспроизвести механизм работы подводного судна.

Февраль

1

37-38

Объём лёгких

Просмотр мультфильма «Жила была жизнь. Лёгкие».

Дать понятие «объём лёгких».

Определять объём лёгких.

2

39-40

«Делаем бумагу сами»

Учить изготавливать бумагу.

Показать различные способы декорирования бумаги, сделанной своими руками.

3

41-42

«Сифон»

Воспроизвести механизм сифона опытным путём.

Просмотреть мультфильм «Фиксики. Сифон»

4

43-44

Монета в стакане

Продемонстрировать, как монетка под силой тяжести упадёт в стакан.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», стр. 179, опыт 2

Март

1

45-46

«Сделай планер»

Закрепить умение детей конструировать планер из бумаги.

Определить наиболее практичные модели.

2

47-48

Водяное колесо

Знакомство с устройством водяной мельницы (просмотр презентации). Познакомить детей с древним способом извлечения энергии – с помощью водяного колеса. Совместно изготовить водяное колесо с помощью воды из крана, вязальной спицы, шерстяной нитки, пластиковой соломинки, клейкой ленты и пластилина.

3

49-50

Телефон из консервных банок

Изготовить в парах телефонный аппарат из консервных банок, пронаблюдать, как работает телефон с натянутой и провисающей верёвкой.

4

51-52

Сделай стетоскоп

Познакомить с прибором для определения частоты сердцебиения – стетоскопом. Изготовить стетоскоп, понаблюдать сердцебиение другого человека.

Апрель

1

53-54

Неваляшка

Показать способ изготовления игрушки-неваляшки. Опытным путём показать, что из-за центра тяжести, расположенного внизу, неваляшка будет устойчиво стоять даже на круглом основании.

2

55-56

Сделай флюгер

Знакомство с устройством флюгера (просмотр презентации). Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции. Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

3

57-58

Орган их бутылок

Продемонстрировать зависимость изменения звука бутылки от объёма воды в ней. Чем больше воды в бутылке, тем выше будет звук, так как колеблется меньший объём воздуха..

4

59-60

Свирель

Самостоятельно изготовить свирель. Провести параллель с изготовлением органа – звуковые колебания образуются подобным образом.

Май

1

61-62

Яйцо в бутылке

Показать способ помещения яйца в бутылку, горлышко которой меньше диаметра яйца.

2

63-64

Чашечный анемометр

Дать понятие анемометр. Самостоятельно изготовить анемометр. Измерить скорость ветра количеством кругов, сделанных одной из чашек..

3

65-66

Итоговое занятие

Обобщить и систематизировать знания за год.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie